ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ИСТОЧНИКИ ИЗ КОТОРЫХ ЧЕРПАЮТСЯ ЗНАНИЯ ОБ ЭТОМ ВИДЕ ИСКУССТВ

Ниндзюцу! Существует большое количество знатоков об этом виде искусств знающих, как оно должно выглядеть и почему сейчас, если люди говорят, что занимаются ниндзюцу, им со всех сторон летит: «да это все баловство», «там должно быть то-то и то-то», «а ну покажите свои крутые приемчики» и т.д.

Нужно сказать, что хороших книг о ниндзюцу дошедших до наших дней очень мало, переведенных на различные языки еще меньше, а на русском, так вообще пересчитать по пальцам. Все черпают знания по голливудским фильмам, и первое что приходило в голову в 90-е было «Месть ниндзя», «Американский ниндзя» и т.п. боевики, тогда как сейчас кроме «Наруто» и «Ниндзя-черепашки» молодое поколение не знает. Мне повезло, и я познакомился с людьми которые имели доступ к различного рода литературой и обладали знаниями по-современному ниндзюцу. Одно время мне хотелось сделать своеобразный ликбез и все что было возможно переводил, а также старался изучить документы в их хронологическом порядке.

Так почему бум 70-90 годов не перешел дальше и занимающихся этим видом становится все меньше, а понимающих почему так, а не иначе еще меньше.

Нужно сказать, что к нам мода на ниндзюцу как обычно пришла с Запада, те же черпали идеи для своих сценариев с Японских фильмов. И если японские фильмы показывали быт и жизнь синоби более-менее правильно, то через призму Запада мы получили понимание того, что ниндзя – это такой супермен, лазающий по крышам в черном балахоне. Тут же как грибы начали расти секции, некоторые причислявшие себя к Будзинкан (о котором мы поговорим в другой статье), то у других была обычная сказка: «Вышел дедушка из леса, научил кого-то, чему-то и растворился в неизвестности», но часто в этих школах в лучшем случае копировали все из книг Хацуми, Хайеса и т.д., другие же переписывали военные уставы, закрашивая автоматы под арбалеты и т.д. Мне повезло, я попал к Валерию Валерьевичу Момоту, пусть даже вначале было много фантазий на тему, но основные ката, а также то немногое, что было известно на данный момент, на мировом пространстве. Ему же особая благодарность, что он меня учил, показал мне путь и помогал мне по мере своих возможностей.

Итак, из каких источником мы получаем информацию о синоби но дзюцу?

Изначально, это три Важнейших документа о которых известно очень многим: «Сёнинки», «Нинпидэн» и «Бансэнсюкай», в принципе, два источника из трех, опираются на первый или последний документы.  Сюда же можно отнести многие документы, написанные в 17-18 годах (а может и раньше) – это и «Стихи Йосимори» и «работы Тикаматсу», и работа по ниндзюцу провинции Кога (маленький, но вполне неплохой документ), и три тома из Гунпо дзюёси, и Фукусима рю, Ясуда рю, дэнсё синоби но моно Такэда хидэнсё, боюсь я не все вспомнил, но это не важно.

Второй – Ито Гингэцу, человек изучавший ниндзюцу в конце 19-го начале 20-го веков. К сожалению, куда делись многие из документов, которые нашел Гингэцу не сохранились, а также он, наверное, первый, кто дал более-менее четкое определение ниндзюцу Его книги – руководства огромной ценности, незаслуженно не читаемые теми, кто занимается или хотел бы заниматься этим видом. Также ему приписывают классификацию действий по маскировки ниндзя, якобы о которой до этого никто не упоминал, также есть несколько статей Ниндзюцу и…, правда не все они подписаны его именем, но стиль и упоминание особых текстов дают нам возможность утверждать, что это его работы. С моей стороны добавлю, что я бы сюда отнес и направление Такаматсу ха, но все-таки выделю его в отдельный источник. Гингэцу и рассказал, что ниндзюцу – некие знания (об этом немного позже), которые позволяли практикующему их, выполнить свою миссию, да так, чтобы все подумали, что события происходили естественным путем (об этом лучше прочитать в его книгах, которые уже можно найти на русском языке). Основа заключалась в пяти (семи, девяти) му – качества, позволяющие оставаться агенту оставаться незамеченными и трех у – поставить себя на грань жизни и смерти, преодолеть чувство боязни высоты (см. пункт первый) и быстрые перемещения из одной точки в другую. Именно эти качество изначально давали преимущество над всеми остальными, затем шла маскировка (умопомрачительное описание методов и способов маскировки) и как можно было победить.

Третий – направление Такамацу ха. Именно благодаря ученику Такамацу, Хацуми Масааки мы должны быть благодарны, за известность, которую до сих пор, вызывает у любителей боевых искусств. Сокэ Будзинкан практически полжизни отдал тому, чтобы окружающие узнали об этом искусстве, и он создал так называемое «современное ниндзюцу», которое позволяет воспитывать, как характер, так и дает шанс защитить себя от надвигающейся опасности. Я считаю, что второй и третий пункт следовало бы совместить, так как Хацуми считает, что не столь важны для человека старые знания, когда сейчас можно пользоваться современные достижения, но его учение также основывается на тех же принципах, что выдвигал Ито Гингэцу. Справедливости ради следует сказать, что Гингэцу опирался на Сёнинки, а это один из свитков Натори рю (Кусуноуки рю).

Четвертый источник – Фудзита Сэйко, здесь есть некоторая нестыковка, но она не уменьшает вклада Фудзита в изучение исторических наставлений. Его биография поразительно схожа с биографией Такамацу, но только есть несколько но: его дед спалил документы по школе, которой он обучал внука: дед умер, когда Фудзита было слишком мало лет; Фудзита не оставил учеников своей школы как собственно и документов по ней; он никогда не демонстрировал то чему научил его дед, а только те фокусы, которым он обучился у ямабуси. Но после себя он оставил огромную библиотеку и некоторые предметы принадлежавших синоби. Он нигде не опирался на документы своей школы, но хорошо знал Бансэнсюкай; и применял ниндзюцу или преподавал данный предмет в военной школе во время Второй мировой войны.

В принципе описывая источники я уже сказал все что хотел по данному виду. Осталось только разделить его во времени и рассказать, как оно выглядело в тот или иной период.

Ну это огромный и неблагодарный труд. Начнем с того, что «нин», это китайское название иероглифа, который в японской версии звучит синоби но дзюцу. Сознательно ли оставлено китайское прочтение, или оно обозначает, совершенно не то, что приписывают ниндзюцу. Конечно синоби не были ягнятами, которые всего боялись, так как прогневать богов можно было разными способами, что «могло привести к смерти или хуже того к невыполнению миссии», а вот задобрить их – было очень сложно. Но ниндзя приписываются, что они были безжалостными убийцами и диверсантами. Но самым важным было для синоби – получение информации, поэтому идущий по лагерю генерал, мог тыкнуть в любого и назначить его сегодня выполнять роль ниндзя, но обычно таких лазутчиков называли мономи, и в списках были как мономи, так и синоби. Например, Такэда использовал девушек жрецов, для сбора и передачи информации (можно ли назвать их синоби?). И были люди из Ига и Кога, вот их часто и имели в виду обозначая в списках служащих синоби. Но как же тогда про генерала и т.п. Вот тут и пригодился бы перевод иероглифа, но опять же разведчиков в разное время называли по-разному, а перевести по названию иероглифа если брать японский это может быть «терпение», «сердце останавливающее клинок», «проникновение», а вот китайское прочтение говорит, что это «тайна», «особые знания, к которым допускается ограниченная группа лиц» и т.д. Но давайте рассмотрим, как их использовали по временному периоду.

Сначала это были самураи, работающие на земле в свободное от войны время. Но, как и везде, феодальные наделы не приводили ни к чему хорошему, каждый хотел защититься от соседа, но в тоже время начав войну, будут ослаблены обе стороны, вот тут то третья сторона могла воспользоваться моментом и победить и тех и других. Поэтому началась партизанская война – победить врага малыми силами и желательно на его территории. Так рождалось учение к которому присоединись знания ямабуси.

В эпоху Воюющих провинций произошел рост данного искусства. Воины синоби были вхожи в палатку генерала или лорда. Им платили хорошие деньги. И они обладали знаниями, что позволяло им манипулировать окружающими (это больше тактики или резиденты на вражеской территории), но в тоже время так как это были наемники из двух провинций, они могли просто поделиться информацией и получить определенные награды с обеих сторон. Это все привело к тому, что их стали нанимать с опаской, а такие диверсионные вылазки, чтобы подслушать пароли, патрулирование территории и т.д., и т.п. все больше выполняют обычные воины (во время войны и ни тому научишься). Так что такое вольное поведение синоби привело к войне против них, и по текстам практически вся провинция Ига была предана огню. Но для того, чтобы их победить пришлось договариваться с семьями Кога, и кто знает, чем закончилась эта война, но когда будущему сёгуну Токугава Иэясу понадобилось пройти через вражеские провинции, по определенному сигналу собралось не маленькое войско синоби из Ига.

Мирный период Эдо приводит ниндзюцу к упадку. Их приравнивают к охранникам ворот, правда они защищали дворец сёгуна, становились «полицейскими» мэцукэ и йоко мэцукэ, которым также предписывалось следить за тем не готовят ли заговор против существующей власти, и телохранителями при влиятельных Даймё. Естественно со сменой роли поменялся и список обязанностей, что откладывало отпечаток на обучение. И старые синоби сетовали на то, что молодые уже не смогут проделать те подвиги, которые делали их предки. К эпохе Мэйдзи школ ниндзюцу практически не остается. В них просто отпадала надобность в мирной жизни, но это не говорит о том, что они пропали совсем. Наконец-то начинали записываться те знания и навыки, которыми владели прошлые поколения. Эти пособия продаются практически дааром и к началу 20 века, встретить синоби, а пройти обучение… нужно было быть очень везучим. Поэтому то Фудзита Сэйко, то Такамацу Тосицуга называют «последними ниндзя». Ну а как же Будзинкан спросите вы, или Каваками Дзиньити. Ну о первом мы еще будем вести разговор, про второго мне бы не хотелось отзываться плохо. Он действительно изучал какие-то руководства, может рассказать многое о ниндзюцу, но раз мы говорим о современном ниндзюцу, тогда почему бы и нет. 

Думал будет маленькая статья, а получился целый реферат.

Если мои статьи будут нравиться кому-то я продолжу цикл. Если же нет… 

Записаться в группу боевые искусства Японии в Запорожье Тэкисинкан - +380(68)748-47-02

Ознакомиться подробно на канале - https://www.youtube.com/channel/UC8vGgchOqtKcNaadVjRyEcQ